Официальнй партнер ТАТ-ФЕРМЕР

Экстерн



 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1

Конституционный Суд на защите предпринимательства

Конституционный Суд РФ представил информацию о конституционно-значимых проблемах защиты предпринимательской деятельности на основе решений КС за последние три года.

Рассмотрены следующие вопросы:


  • - правовые основы предпринимательства и его судебная защита;

  • - пределы публично-властного воздействия на хозяйствующих субъектов;

  • - статус хозяйствующих субъектов и требования к регулированию их деятельности;

  • - налогообложение, контроль и надзор за деятельностью предпринимателей;

  • - права предпринимателей в гражданском обороте;

  • - административная, уголовная и гражданская ответственность.

 


КС отметил, что в ходе конституционно-судебной практики были ощутимо смягчены критерии допустимости по обращениям предпринимателей за защитой. Расширен круг их субъектов, а также предмет обжалования. Право на обращение было признано за иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью (АО, ООО, товарищества и госпредприятия). Расширен состав обжалуемых актов за счет нормативных актов, принятых Правительством РФ.

В соответствии с Конституцией на территории Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2), а также установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (статья 74, часть 1).
В силу конституционных предписаний земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (Определение от 29 мая 2019 года N 1490-О).
Неприкосновенность основ конституционного строя, а также прав и свобод как высшей ценности гарантирует особая форма осуществления судебной власти - конституционная юрисдикция, призванная согласовывать законодательное регулирование и системно связанное с ним правоприменение с предписаниями Основного закона. Охватывая все отрасли права, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов, выражаемые в решениях Конституционного Суда правовые позиции в том числе раскрывают содержание опорных для рыночной экономики институтов права собственности и обязательственного права, регулирование которых выступает предметом многих поступающих в Конституционный Суд жалоб и запросов.


Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями на 9 ноября 2020 года), конкретизирующим статью 125 (часть 4) Конституции, заинтересованные лица вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод федеральным конституционным законом, федеральным законом, нормативным актом Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституцией республики, уставом, законом либо иным нормативным актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такая жалоба признается допустимой, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд, в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с участием заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба; жалоба подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты, а в случае, если в пересмотре дела судом, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, было отказано в связи с пропуском срока обжалования, - в срок не позднее одного года после принятия последнего судебного решения, в котором был применен соответствующий нормативный акт; исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд, при разрешении конкретного дела.

При этом под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача в соответствии с законодательством о соответствующем виде судопроизводства заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд, кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или в случае, если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с применением этого нормативного акта, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав таких заявителя или лица.
Конституционный Суд может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается.


Несоблюдение данных условий является основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению либо прекращения производства по делу в случае, если будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению.


В ходе конституционно-судебной практики были ощутимо смягчены критерии допустимости по обращениям предпринимателей, расширен круг их субъектов, а также предмет. Так, право на обращение было признано за иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью (акционерные общества, товарищества и общества с ограниченной ответственностью; государственные предприятия); состав обжалуемых актов был расширен за счет актов, номинально не являющихся законами, - нормативных актов, принятых Правительством РФ, при условии существования между ними и проверяемым федеральным законом прямой нормативной связи, проявляющейся при применении в конкретном деле. В частности, поскольку хозяйственные товарищества и общества являются юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации права свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, постольку данные объединения, деятельность которых связана с реализацией конституционных прав физических лиц - их членов, участников или учредителей, так же как и граждане, могут обращаться с конституционной жалобой (Постановление от 16 июля 2020 года N 37-П).

Полный документ для ознакомления: скачать